среда, 30 января 2013 г.

Мобильная платформа вырывается вперед




Приемы и техники используемые при создании мобильных приложений для телефонов и планшетов стали навязываться и при создании дизайна настольных приложений. Немыслимо, хвост начал вилять собакой. Хорошей собакой!
Ни для кого не секрет, что в наше время ведется колоссальная работа по UI и UX (User Experience) для мобильных устройств, телефонов и планшетов. В течение первых трех четырех лет как мобильные устройства обзавелись полноценной платформой разработки (это пожалуй произошло с момента появления на рынке Apple iPhone в 2007 году) пользовательский интерфейс и процесс разработки для нее находился в отдельной плоскости от разработки для настольных систем. Однако, сейчас становится очевидным тот факт, что эти две плоскости соединяются друг с дргум. Причем диктует моду именно мобильная платформа.
Однако наиболее драматичным моментом в этом направлении без сомнений можно назвать появление в прошлом году Microsoft Window 8 Metro UI, которые был очевидной попыткой адаптировать решения мобильных платформ для десктопа. Вместо того, что бы продолжать работать над улучшениями существующей десктоп-инфраструктуры своей операционной системы, Редмонд решил сделать ставку на пользовательский интерфейс своей мобильной платформы Metro, которая базируется на ярких цветных плитках. Metro работает просто превосходно на телефонах с операционной системой Window Phone. Пользователей таких устройств в настоящее время не много, но они последовательны в своих оценках пользовательского интерфейса. На планшетах с операционной системой Windows 8 (я использую не Windows Surface, а Samsung Slate) также больших вопросов не возникает и все работает хорошо, хотя мне приходится иногда пользоваться своим стационарным компьютером, который работает на Windows 7, из за того что в данном окружении я чувствую себя все таки более привычно. На ноутбуках и настольных компьютерах Windows 8 столкнулась с яростным сопротивлением пользователей. Я недавно купил в тестовых целях ноутбук, с предустановленной Windows 8 и, признаюсь, использование нового пользовательского интерфейса действительно разочаровывает, и в конечном счете утомляет и угнетает. Действительно, теперь я понимаю причины такого неприятия рынком данной операционной системы. Несоответствие возможностей Metro для ноутбуков с ожидаемыми возможностями слишком большое.  
Однако, с моей точки зрения, ошибка Microsoft с использованием Metro на ноутбуках и персональных компьютерах заключается в том, что это произошло слишком рано. Это не значит что эти платформы не станут одним целом в недалеком будущемю И тогда она будет базироваться на существующих мобильных решениях. Одним из ключевых элементов является распознавание жестов. В настоящее время в современных ноутбуках и настольных системах нету подобных возможностей, но уже сейчас все начинает меняться. В моей недавней статье, Майк Рили исследует новое SDK жестов от Intel, в основу которого положено распознавание веб-камерой движений пользователя и применение этих движений к объектам в компьютере. Я ожидаю что подобные решения очень скоро будут встроены в ноутбуки и настольные мониторы. Также некоторые ноутбуки уже сейчас имеют сенсорные экраны, подобные на те которые используются в планшетах.
Настольные приложения,  также как и веб-приложения подвергаются влиянию мобильных возможностей. Это отчетливо видно в дизайне новых кнопок и диалоговых окон. Последние к слову, еще совсем недавно часто представляли из себя набор сложных панелей и кнопок, которые требовали выполнения большого количества действий, а сейчас мы видим тенденцию упрощения их содержимого, так теперь они содержать несколько элементов управления , в которых легко ориентироваться и понимать их предназначение. В дополнение, использование виджетов, которые могут заменить ввод значений становится все более применяемой практикой. Например, слайдеры теперь используются гораздо чаще для ввода значений и эта тенденция будет продолжать набирать популярность. То же самое касается и спиннера.
Выпадающие меню также подвергаются изменениям. Если раньше множественное каскадное меню было нормой, то теперь оно также становится проще, с меньшим количеством элементов и без каскада. Это позволяет хорошо выглядеть и беспрепятственно пользоваться на маленьких сенсорных экранах мобильных телефонов. Каскадные меню заменяются дополнительными диалогами. Диалог может иметь несколько панелей – если существует необходимость большого количества элементов – но выбор можно осуществить из небольшого списка с простыми понятными опциями.
Иконки также подвергаются изменениям. Из за того что они становятся меньше на маленьких экранах поэтому приходится использовать меньшее количество цветов, для того что иконка была читабельной. Так, подобные изменения были проделаны в последней версии Visual Studio – все иконки стали черного цвета (На самом деле это немного сбивает с толку, так как Visual Studio не тот программный продукт который должен использоваться на миниатюрных устройствах. Но несмотря на то, что технически это возможно запустить на планшете, смысл в этом совсем немного так как устройство не способно предоставить мне возможность использовать Visual Studio в полной мере. Поэтому как я и говорил в своих предыдущих публикациях, выбор дизайна для UI элементов новой версии Visual Studio выглядит как минимум странным. Как и в случае с Windows 8 это новшество выглядит преждевременным и оставляет чувство что Microsoft просто зациклилась на Metro.)
В веб-приложениях, приемы, применяемые в разработке мобильных приложений, находят большее применение. Достаточно взглянуть на новый интерфейс Google Mail (GMail) и посмотреть как он изменялся в течение последнего года: все иконки стали монохромные, количество кнопок стало существенно ограничен ней и повсеместно используется кнопка More для отображения дополнительных операций, которые не видны на экране изначально. Кнопка More позволяет отобразить выпадающее меню с дополнительными действиями. Данная модель UI удобна так как позволяет за один клик выполнить любое действие из главного меню.
Из всех ограничений которые есть на мобильных устройствах, есть одно, которое я хотел бы видеть и на ноутбуках и персональных компьютерах – это отсутствие больших задержек. На телефоне или планшете, допустимая задержка между запросом пользователя и получением ответа что то порядка пол секунды. Как только задержка становится больше, пользователь начинает трясти телефон. На ноутбуках и компьютерах задержка может быть гораздо больше, она может составить несколько секунд, часто даже больше пяти секунд, до тех пор пока пользователь не начнет нервничать. Любые программы никогда не стесняются увеличить это значение при необходимости. Несмотря на преимущества которые дает более совершенный процессор и несколько ядер, нету ощущения что приложения не работают быстрее. Будем наедятся что новые тенденции изменят это.
В любом случае вполне очевидно, что центр вселенной UI/UX смещается в сторону концепций из мобильного мира, которые портируются на платформу ноутбуков и настольных систем, также как и веб-приложений. И если эти тенденции приведут к тому, что придется отказаться от использования мыши и клавиатуры, я не вижу себя в таком мире в обозримом будущем. Однако, если продолжится работа по упрощению взаимодействия, навигации и уменьшении времени отклика приложения, я только за.
 Перевод статьи Mobile as the Driver of Desktop Software Design: http://www.drdobbs.com/architecture-and-design/mobile-as-the-driver-of-desktop-software/240146757